Мир сёнен: Почему дружба, борьба и трагедия — основа этого направления
Мир сёнен: Почему дружба, борьба и трагедия — основа этого направления
Сёнен (от японского 少年, «молодой парень») — это категория, ориентированная на обширную аудиторию мальчиков и подростков в возрасте от 12 до 18 лет. В рамках этого направления появились характерные клише и шаблоны, которые могут встречаться в самых разных жанрах — от фэнтези до триллеров, и по которым можно определить, к какому сегменту относится манга, аниме или ранобэ. Однако это далеко не всегда так однозначно.
Идея разделения манги по возрастным категориям начала формироваться еще в 1920-х годах. В начале XX века подростковые журналы не имели выраженной гендерной направленности, но со временем появился тренд на фокусировку на мужской аудитории. В 1914 году компания Kodansha начала выпускать журнал для мальчиков под названием «Клуб Сёнен» (Shōnen Club), который с 1930-х годов стал специализироваться на манге. Параллельно был издан аналогичный журнал для девочек — Shōjo Club. Постепенно другие издательства также начали выпускать журналы для разных категорий читателей, и некоторые из них, например Shōnen Jump, продолжают существовать и по сей день. Это именно те журналы, в которых публикуются самые популярные манги, вдохновляющие на создание аниме. Лучший способ точно понять, к какому направлению принадлежит манга, — это узнать, в каком журнале она изначально была опубликована.
Например, «Атака титанов» поднимает важные вопросы войны, затрагивает тяжелые темы и полна жестокости, что может заставить подумать, что она предназначена для аудитории более старшего возраста, как например, сэйнен, для мужчин старше 18 лет. Некоторые источники (например, русскоязычная Википедия) действительно так считают. Однако манга изначально публиковалась в сёнен-журнале Bessatsu Shonen Magazine, что означает, что и аниме попадает в этот жанр.
Тем не менее, бывают и исключения, а сёнен-аниме часто можно узнать по типичным клише. Вот некоторые из них.
Хотя сёнен подарил миру клише «обычный японский школьник», такой персонаж всегда чем-то отличается от других. Это отличие становится для него испытанием, будь то отсутствие магии, необычная внешность или положение в обществе. В «Магической битве», например, главный герой оказывается под воздействием проклятья, а в «Человеке-бензопиле» персонаж сливается с демоном, получая шанс на новую жизнь. В «Черном клевере» и «Моей геройской академии» главный герой оказывается единственным без магических сил в мире, где все остальные их имеют.
Пример такого коллектива — команда пиратов Соломенной Шляпы из «Ван-Писа». Все они потеряли свои настоящие семьи, но опасное путешествие сплотило их и научило заботиться друг о друге. Так, мечник Зоро и кок Санджи стали друг для друга как братья, а археолог Нико Робин — фигурой, олицетворяющей материнскую заботу.
Часто после простых побед герои сталкиваются с поражениями, которые заставляют их переосмыслить свои действия и усиливать командную работу. С каждым циклом противники становятся сильнее, и ставки увеличиваются. Например, в «Наруто» начиная с первых сражений двух деревень, финальный конфликт превращается в мировую войну с участием множества кланов.
Однако сражения не ограничиваются только боевыми сценами или магическими дуэлями. Есть также спортивные аниме (например, «Волейбол»), где сражения происходят в матчах, а в более редких жанрах повседневности — в обычных драках или профессиональных соревнованиях.
Часто бэкграунд героев раскрывается в начале, а истории других персонажей постепенно становятся важной частью сюжета.
Сёнен продолжает развиваться, вводя новые темы и жанры, но при этом фундаментальные ценности этого направления остаются неизменными, и за это его стоит ценить.
Идея разделения манги по возрастным категориям начала формироваться еще в 1920-х годах. В начале XX века подростковые журналы не имели выраженной гендерной направленности, но со временем появился тренд на фокусировку на мужской аудитории. В 1914 году компания Kodansha начала выпускать журнал для мальчиков под названием «Клуб Сёнен» (Shōnen Club), который с 1930-х годов стал специализироваться на манге. Параллельно был издан аналогичный журнал для девочек — Shōjo Club. Постепенно другие издательства также начали выпускать журналы для разных категорий читателей, и некоторые из них, например Shōnen Jump, продолжают существовать и по сей день. Это именно те журналы, в которых публикуются самые популярные манги, вдохновляющие на создание аниме. Лучший способ точно понять, к какому направлению принадлежит манга, — это узнать, в каком журнале она изначально была опубликована.
Например, «Атака титанов» поднимает важные вопросы войны, затрагивает тяжелые темы и полна жестокости, что может заставить подумать, что она предназначена для аудитории более старшего возраста, как например, сэйнен, для мужчин старше 18 лет. Некоторые источники (например, русскоязычная Википедия) действительно так считают. Однако манга изначально публиковалась в сёнен-журнале Bessatsu Shonen Magazine, что означает, что и аниме попадает в этот жанр.
Тем не менее, бывают и исключения, а сёнен-аниме часто можно узнать по типичным клише. Вот некоторые из них.
Главный герой — подросток, который выделяется из толпы
Типичный персонаж сёнен-аниме — это мальчик-подросток, у которого есть важная цель, будь то стать королем пиратов, хокаге, великим самураем, могущественным магом или найти секрет бессмертия. Это герой, который стремится к чему-то значимому, может мстить за погибших родственников или искать путь к самореализации.Хотя сёнен подарил миру клише «обычный японский школьник», такой персонаж всегда чем-то отличается от других. Это отличие становится для него испытанием, будь то отсутствие магии, необычная внешность или положение в обществе. В «Магической битве», например, главный герой оказывается под воздействием проклятья, а в «Человеке-бензопиле» персонаж сливается с демоном, получая шанс на новую жизнь. В «Черном клевере» и «Моей геройской академии» главный герой оказывается единственным без магических сил в мире, где все остальные их имеют.
У героя обязательно есть верные друзья
Он не остается один: вскоре его окружают верные друзья, с которыми он образует команду и с которыми его связывает особая дружба, подобная семейной.Пример такого коллектива — команда пиратов Соломенной Шляпы из «Ван-Писа». Все они потеряли свои настоящие семьи, но опасное путешествие сплотило их и научило заботиться друг о друге. Так, мечник Зоро и кок Санджи стали друг для друга как братья, а археолог Нико Робин — фигурой, олицетворяющей материнскую заботу.
Сражения — неотъемлемая часть сюжета
Сёнен-аниме часто относятся к жанрам фэнтези, экшн или приключений, в которых сражения с врагами занимают важное место. Столкновения бывают как незначительные, так и такие, что играют ключевую роль в развитии сюжета, где для победы необходимо не только личное усилие героя, но и помощь команды.Часто после простых побед герои сталкиваются с поражениями, которые заставляют их переосмыслить свои действия и усиливать командную работу. С каждым циклом противники становятся сильнее, и ставки увеличиваются. Например, в «Наруто» начиная с первых сражений двух деревень, финальный конфликт превращается в мировую войну с участием множества кланов.
Однако сражения не ограничиваются только боевыми сценами или магическими дуэлями. Есть также спортивные аниме (например, «Волейбол»), где сражения происходят в матчах, а в более редких жанрах повседневности — в обычных драках или профессиональных соревнованиях.
Без сражений серии не обходятся
Сёнен-аниме часто насчитывают множество сезонов и могут выходить годами, и для того чтобы сохранить зрительский интерес, между основными сюжетными линиями выпускаются «филлеры». Эти серии часто не связаны с основным развитием событий, показывая героев в их повседневной жизни, сновидениях или альтернативных ситуациях. Филлеры не двигают сюжет вперед, и часто их визуальное и нарративное качество уступает основным эпизодам.Трагичные события из прошлого героев
Трудности и потери, пережитые героями, часто являются основным источником их мотивации. Так, в «Стальном алхимике» братья Эдвард и Альфонс Элрики потеряли мать и заплатили страшную цену за попытку воскресить ее: один лишился ноги, а другой оказался запечатан в броню. Это трагичное прошлое двигает их к поиску решения и возрождению.Часто бэкграунд героев раскрывается в начале, а истории других персонажей постепенно становятся важной частью сюжета.
Крики и эмоциональные всплески характерны для сёненов
В сёнен-аниме часто можно услышать громкие боевые кличи и яркие эмоциональные реплики. Персонажи, особенно главные герои, зачастую не сдерживают свои эмоции, что добавляет энергии в сцену. Это может стать утомительным для зрителей при длительном просмотре, особенно если эпизоды идут подряд.Дружба — основа побед
Несмотря на темные и сложные темы, сёнен продолжает придерживаться идеи важности команды и дружбы. На протяжении десятилетий герои сёненов не выигрывают в одиночку, и только поддержка друзей помогает им преодолевать трудности и добиваться своих целей. Идея о том, что команда — это вторая семья, а готовность прийти на помощь — основная ценность, заложена в основу многих сюжетов.Сёнен продолжает развиваться, вводя новые темы и жанры, но при этом фундаментальные ценности этого направления остаются неизменными, и за это его стоит ценить.
Комментарии (0)
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!